?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Мое папье-маше

Некоторое время назад на ЯМе был опубликован МК с громким названием "Лучший рецепт папье-маше". Так получилось, что как раз сейчас я, по целому ряду причин возвращаюсь к работе с этим материалом, которым плотно занималась года 4 назад, а года 3 как отложила в дальний ящик. Разумеется, я не могла не поинтересоваться, какой-же рецепт лучший, т.к. у меня имеется свой, построенный на довольно глубоком изучении темы, в том числе - истории материала, и он мне нравится, но тут же "ЛУЧШИЙ"!
 На деле все оказалось банальнейшим и тупейшим "размочите 2 рулона туалетной бумаги и смешайте с полкило ПВА"... Правда, надо отдать авторам должное - они упомянули о применении льняного масла. Если оставить за рамками тот факт, что при использовании в качестве связующего исключительно ПВА, применение масла почти теряет смысл - это очень ценная информация, в большинстве рецептов этот компонент не указывают, мне, чтобы про него разнюхать, пришлось, в свое время, копать очень глубоко.  Мои робкие попытки заметить, что прежде чем называть свой рецепт лучшим - неплохо бы поинтересоваться, "а какие, вообще, существуют", масса по предложенному рецепту, практически, не пригодна для дальнейшей обработки, как минимум, встретили не просто непонимание, а, я бы сказала, недоумение и распальцовки на тему "для нас он лучший"... Оставила товарищей упиваться собственным величием (кому-то и зубная паста - сладость), и по просьбам заинтересовавшихся публикую свой рецепт.
 Чтобы было понятно, в чем его прелесть - изделия из такой массы можно ошкурить до, практически, фарфоровой гладкости. В качестве примера могу привести картинки:
  вот поверхность, еще не обработанная шкуркой по финишному слою, просто покрытая "шликером" из той же массы

 Для многих вещей уже такая очень даже хороша, мне кажется.

 а вот она же после ошкуривания


 Тактильно поверхность непередаваемо приятна!
 Если кому-то интересно - добро пожаловать под кат

Для папье-маше массы я беру дешевую (серую) туалетную бумагу, клетки для яиц (по настроению - не обязательно, хотя удешевляет, пожалуй) и - это очень важно! - крафтовую бумагу. Как несложно догадаться, тратиться на крафт для художников у меня нет желания - масса по цене приблизится к чугунному мосту - поэтому я, недолго думая, иду в ближайший магазин и беру коробки из гофрокартона. Стараюсь выбрать без надписей, или с минимумом их. Все виды бумаги я рву на куски (как не лень) и замачиваю в горячей воде. Разбухает, обычно, пару дней. В туал. бум и яичной упаковке воду можно вообще не менять, или сменить пару раз, чтобы, просто, налить теплую. Вообще, ТБ можно замочить позже остальных компонентов. А вот картон надо помыть. Буквально. Смыть с него, насколько получится, клей которым склеены его слои. Поэтому воду придется поменять почаще,и не стоит рвать его слишком мелко - неудобно полоскать и менять воду.
Когда у нас все размокло - откидываем всю эту красоту на дуршлаг. По видам. После чего, берем емкость, в которой нам будет удобно работать блендером.  Складываем туда размоченную бумагу. Точную рецептуру не скажу. Возможны разные варианты. Можно взять по трети всех видов, можно - половину крафта, а остальное по вдохновению... Главное, крафтовой бумаги от трети до половины. Какую положить "серую" бумагу, и в какой пропорции - это уж как душа запросит. Думаю, опытным путем выясните, что вам больше подходит.
Класть бумажной массы в емкость надо не очень много, по возможности размельчить руками на клочки поменьше. Налить воды, так, чтобы блендер не выплескивал её из емкости даже на самой большой скорости. Учтите, что «каша», которая в результате получится, не должна быть густой - не гуще самой жидкой сметаны - иначе не удастся достаточно тщательно измельчить.
Полученную кашицу откидываем на ткань, желательно синтетическую, типа органзы или потолще,  даем хорошенько стечь и отжимаем. В зависимости от используемой тары процедуру повторяем несколько раз, пока не получим желаемое кол-во однородной бумажной массы.
Далее в дело пойдет химия. Понадобится сухой обойный клей на основе модифицированного крахмала (я, в результате, больше всего полюбила "Келид экспресс для бумажных обоев"), по возможности - обойный же клей КМЦ, клей ПВА, самый густой, который обнаружится в магазине (у меня - Люкс мебельный), силикатный клей (в строительных магазинах продается под названием "Жидкое стекло" в разных емкостях), акриловая шпатлевка по дереву (мне больше всего нравится белая) и либо натуральная олифа (к сожалению, у нас почти невозможно найти в бытовой фасовке), либо любое высыхающее масло, хоть то же льняное.
Чем вы будете перемешивать и в какой посуде - решать вам. Это не принципиально. Можно руками, можно миксером... Я перешла на нецелевое использование кухонного комбайна с насадкой-тестомеской.
КМЦ, если будете его использовать, предварительно надо развести, но гораздо гуще, чем написано на упаковке - только чтобы он разбух.
Во влажную бумажную массу (по консистенции она должна напоминать простой творог) насыпаем обойный клей. Что называется, "строго на глаз", не жмотясь, но и без фанатизма. Тщательно перемешиваем. Даем постоять минут 5-10 - уже на этой стадии становится понятно, надо ли добавить клея, или, наоборот, с клеем перестарались, и стОит добавить бумаги. Допустим, полученный результат нас устраивает. Теперь можно добавить разбухший КМЦ (если используем), немного(!),снова перемешать. Следующий номер программы - ПВА. Без него никак, но и перебухать его крайне нежелательно. Вот тут можно дать приблизительную пропорцию - на объем бумажной массы около литра берем 2-3 столовых ложки ПВА. Снова перемешиваем. Можно попробовать полученную массу помять в руках, понять, нравится ли... Возможно, почувствуете, что, нужно добавить, например, ПВА... Как раз за это время "отдохнет" девайс, используемый для перемешивания, да и сама масса.
Следующий ход - жидкое стекло. Добавляем понемногу, перемешивая. Его должно войти НЕ МЕНЬШЕ чем ПВА. Потом добавляем шпатлевку - она придает гладкость и уменьшает усадку - все на тот же изначальный условный литр 100-150мл (с полстакана) шпатлевки. Снова тщательно перемешиваем.
Завершает наше выступление добавление олифы или масла. Для начала добавим половину того объема, которого брали ПВА. Перемешиваем. Смотрим результат. Если нужно - добавляем еще. Но понемногу. Если перестараться - масса начнет разваливаться.

Лепим, сушим, долепливаем, выглаживаем, снова сушим (долго сушим!), шкурим.
Грунтуем-красим-лачим - опционально.
Все.


Up 24.09.2013

Мне периодически приходят вопросы по поводу этой темы. Одна из девушек хорошо сформулировала "правильные" вопросы, за что и получила... ответы на них. Думаю, они пригодятся не только ей.

Итак, по пунктам:

- как долго можно хранить массу, если ее герметично упаковать?

У меня масса хранилась больше 2-х лет вне холодильника, упакованная в полиэтиленовый пакет и уложенная в пластиковое ведерко из-под майонеза. В итоге я её выкинула, т.к. она заплесневела, но в какой момент это произошло - не знаю{#}, потому, что проверяла её, где-то, через полгода после упаковки и еще через полгода - она была, кажется, в порядке... А после этого спохватилась, еще больше чем через год - она была непригодна. Но это ИМХО, экстрим, который никому не нужен.

- какой слой папье-маше нужно делать при лепке головы куклы (окружностью около 30см), если использовать внутри форму из пенопласта или скомканной фольги?

Не знаю. Все зависит от Ваших предпочтений. Сразу толстый мазать не рекомендую - замучаетесь сушить, и усадку, как ни старайся, никто не отменял - а, следовательно, деформацию. У меня подготовлены заготовки для пуговиц - круглые плашки диаметром около 4см, так вот их толщина порядка 3мм, а это, в будущем, напонмю - пуговицы, т.е. им предстоит выдерживать механические нагрузки, и, я надеюсь, они справятся{#}. Но и такая толщина не кладется в 1 слой.

Я в качестве основы на тельце и, кажется, голову использовала пластилиновые формы, а ручки и ножки лепила вокруг трубочек подходящего диаметра, которые накрутила и проклеила из бумаги, т.к. специфика шарнирки такова, что в конечностях нужны довольно ровные тоннели, а вес - скорее необходимость, чем недостаток. Позже сделала заготовки голов, в которых в качестве основы использовала выдутые скорлупы от яиц (только сначала надо хорошенько промыть и просушить их.) - мне понравилось, но для Вас, наверное, размер маловат. Можно, в качестве основы, скомкать и обмотать слегка нитками шар из бумаги нужного размера - тогда сушка происходит быстрее. И начать лучше машированием (выклеиванием бумаги кусочками) - это гораздо проще и быстрее, чем кажется, пока не попробуешь. Первые 2-3 слоя приляпывают салфетки или туалетную бумагу просто на воду (чтобы в последствии отделить основу от "скорлупы"), потом клеите несколько слоев той же бумаги/салфеток (можно перемежать с газетой, но мне не нравится мысль об остатках свинца в готовом изделии) на разведенный обойный клей, в который можно (и неплохо) добавить ПВА. Немного - 6 слоев вполне достаточно (больше, конечно, лучше - с полученной скорлупкой легче работать - но, обычно, терпения не хватает, и, кстати, слишком много тоже не стОит), просушить, разрезать, извлечь основу, склеить на тот же клей, который использовали для маширования (прикрыв, конечно, стык полоской бумаги), потом неплохо положить еще парочку машированных слоев, просушить, и продолжить работу уже с массой. Первый слой лучше сделать потоньше, чтобы машированная основа не размокла быстрее, чем простохнет масса.

- каким лучше инструментом пользоваться при лепке?

Эммм... У меня куплен набор пластиковых стеков для д/сада и начальной школы{#}, в работе несколько маникюрных палочек (те, которые, типа, из апельсинового дерева{#}) и руки - все, кажется... Важно иметь под рукой емкость с водой, в которой смачивать руки, и желательно поставить рядом плошечку с клеем, как для маширования (смесь обойного и ПВА), т.к., если масса начинает липнуть к рукам или инструменту - надо их тщательно вытереть от налипшей массы, и потом смачивать, просто водой, или немного с клеем - сами в процессе поймете, по ситуации и собственному удобству.

- как  нужно сушить вылепленные детали? Сколько по времени?

Вот это - главная засада. Сохнет долго. Зимой легче - сушу на батарее, положив на сухую тряпочку. Летом сложнее, особенно таким, как нынешнее - большая влажность. У меня сын со своей невестой затеяли себе на свадьбу маски из п-м, так вот, не успели - тупо, не просохло ко времени. Можно, говорят, сушить в духовке (на невысокой т-ре, т.к. участвует ПВА - думаю, не выше 100-120гр), но когда жарко - совершенно не радует перспектива на несколько часов врубить еще и духовку. Если лето сухое и солнечное - можно сушить на солнышке/ветру. Слои лучше делать, повторюсь, нетолстые. По времени - до высыхания. Зависит от многих условий.

- как   долепливать, чем лучше выглаживать, шкурить, красить, лакировать?

Долепливать прямо поверх предыдущего слоя. Желательно, только, или слегка намочить поверхность водой, или (еще лучше) все той же смесью клеев, которая у нас стоит под рукой. Выглаживать чем удобно, но, скорее всего, потребуется, чтобы палец, которым выглаживаете, или иной инструмент были мокрыми. Шкурить обычной шкуркой (№ 600-1000) по сухому. В принципе, неплохо подшкуривать промежуточные этапы - бывает, что масса прилично бугрится, особенно если положенный слой толстоват... Красить, лакировать - это, уж, как душа просит. У папье-маше очень мало ограничений в этом вопросе... Например, очень хороший результата дает грунтовка смесью водоэмульсионной краски и гуаши - потом можно, кажется, любыми красками красить/расписывать, лачить - в зависимости от выбранной краски.

- что такое "шликер" из папье-маше? Как его изготовить?

шликер - он шликер и есть, что глиняный, что бумажный{#}... разводите массу водой (лучше с клеем) до густоты жидкой сметаны - вот Вам и шликер. Слегка ошкуриваете готовое изделие, и кисточкой покрываете шликером. Возможно - в несколько слоев, с промежуточной сушкой (но шликер сохнет быстро).

- режется ли полое изделие из папье-маше? Чем лучше резать?

Частично ответила выше. Можно обойтись и без маширования - сразу массой начинать, но, все равно, лучше пару слоев салфеток на воду пригладить к основе. И не пытаться сначала полностью слепить, а потом резать - лучше полложить слой, который при высыхании уже будет тверденькой скорлупкой, разрезать, вынуть основу, склеить и продолжить работу - так готовое изделие получается более монолитным, в процессе долепливания шов полностью исчезает, и прочность по нему не отличается от общей. Режу макетным ножом из магазина стройинструментов, самое узкое лезвие (мне так удобно), с таким же бывает в канцтоварах, но пластиковая основа более хлипкая, как правило...

Что касается результата - посмотрите в и-нете работы Лопусовой-Томской. Вот где класс! Вот здесь можно скачать её книгу. Она замечательная! И, в свое время, очень мне помогла. Там не самый распространенный формат, но, если комп не прочтет, легко найти в и-нете нужную прогу, скачать, поставить и наслаждаться. Лопусова-Томская работает, в основном, в технике маширования, из массы долепливает совсем немного. Но это, мне кажется неважно - по качеству результата она отличный ориентир, маяк, так сказать{#}!


Comments

( 16 комментариев — Оставить комментарий )
madeira_007
7 апр, 2013 16:00 (UTC)
Колдовское зелье
))))
Женя, ты умеешь все!!!!!!!
Ура, звериков посмотрим!!
marevo14
8 апр, 2013 11:51 (UTC)
Марин, никакого колдовства - каждый компонент имеет свой смысл, т.е. все вполне осмысленно... Если интересно - расскажу, что для чего (или почему).
Умею я далеко не все... Но, в случАе необходимости, легко обучаема))).
Звериков будем смотреть в других постах - этот чисто по рецепту))
kudel_ka
8 апр, 2013 00:30 (UTC)
Ох, как же это сложно, хотя все компоненты общедоступны. Есть у меня мысль, в ванной на стену рыбу вылепить, хотя лепить совсем не умею. На всякий случай рецептик захомячила.
marevo14
8 апр, 2013 11:57 (UTC)
Вы знаете - читать (а уж тем более - писать) сложнее, чем делать... Если хочется тонких деталей и гладкой поверхности - придется повозиться с измельчением, но и это совсем нестрашно, разве что немного муторно...
А лепить можно не уметь, а хотеть - и все должно получиться!))
yozhyk
8 апр, 2013 11:44 (UTC)
Ух, как здорово!
Я не большой спец в папье-маше, но очень люблю этот материал :)
В свое время экспериментировала с разными видами бумаги: туалетной, газетной, картоном, решетками от яиц :)
Очень интересно получилось с использованной писчей (ага, вытащенной из шредера :)))
А вот газетная не порадовала - пачкается, серая вся какая-то.
Решетки от яиц радуют самыми разными цветами :)

А вот смешать несколько - я и не догадалась :(
Насчет обойного клейстера и ПВА я то ли вычитала где-то, то ли догадалась - не помню, но использовала смесь.
Боюсь, найти силикатный клей будет сложно :(
Он играет какую-то ключевую роль?

Шпатлевку я потом поверх наносила. Но, если я верно поняла, и ее внести прямо в смесь, та станет "глаже" и будет лучше поддаваться обработке?

А зачем льняное масло? И чем при случае его можно заменить?
marevo14
8 апр, 2013 12:28 (UTC)
Лена, смешать несколько - как-то само получилось... Даже не вспомню сейчас, почему решила добавлять крафт - но, скорее всего, исходя из представлений о его поведении...
КМЦ попал в руки случайно - на полке с обойными клеями стоят в магазине, и заманил копеечной ценой... А потом прочитала, что он используется в целлюлозно-бумажной помышленности, для придания прочности бумаге... Тоже, получается, хорошая вешчь!
Силикатный клей надо искать именно под фамилией "Жидкое стекло" в строительных магазинах, думаю, в Бирмингемии должен найтись. Он заменяет столярный клей, который применялся в классическом папье-маше (также, как крахмальный клейстер заменил мучной), но имеет ряд преимуществ перед ним - не воняет и не портится, не может служить питательной средой для паразитов. Мучной и столярный клейстер использовались по причине их дешевизны (и большей доступности), но для нас-то такая разница в цене несущественна. А уж неиспользовать такой чудесный компонент, как ПВА - было бы вообще глупостью. Главное - без фанатизму!))
Шпатлевка соблазнила своим составом (целлюлоза и связующие на акриловой основе) и гладкостью консистенции.. К тому же, анализируя её поведение при использовании по прямому назначению. подумала, что она должна снижать усадку при высыхании. Похоже, что работает.
Льняное масло можно заменить любым высыхающим, или натуральной олифой. Насколько я могу судить, частично его функцию взял на себя в современных рецептах ПВА, т.к. омо полимеризуется при высыхании и делает готовую вещь более прочной... Но если хорошей прочности добиваться только с помощью ПВА - высохшая масса очень трудно обрабатывается...
yozhyk
8 апр, 2013 13:16 (UTC)
Большое спасибо, понятно!
Вот, можешь взглянуть на мое извращение в области папье-маше: http://yozhyk.livejournal.com/154302.html
А я вот еще что хотела спросить.
Я как-то (еще в Сткг) затеяла возню с массой из упаковочного картона. Она была не гладкой, а наоборот, комковатой. Но мне как раз такая текстура нравилась, поскольку шкурить ее я не собиралась. Как думаешь, имеет право на жЫзнь? :)
И еще. А ты не пробовала пуговочки делать? У меня совсем непрочные вышли - мож, не так намешала, как надо?
rucodelca
16 апр, 2013 21:02 (UTC)
Спасибо за идею. папье-машу уже давно, но жидкое стекло не догадывалась подмешать, надо будет попробовать. Ещё раз спасибо )))
strekoza_artcom
7 май, 2013 15:19 (UTC)
прочитала, взяла на вооружение. еще раз спасибо.
noel77
13 авг, 2013 16:45 (UTC)
Очень интересный рецепт! Спасибо что поделились!
marevo14
23 сент, 2013 20:02 (UTC)
Добавила подробности в основную запись.
orbrider
27 окт, 2013 13:11 (UTC)
Правильно ли я понял, что самое прочное папье-маше на ПВА? Хочу сделать полусферу полметра диаметром из папье-маше для лампы.
marevo14
27 окт, 2013 13:40 (UTC)
Для такой полусферы лучше применить технику маширования, а массой, при необходимости, ошпатлевать и отдекорировать. Если не планируете добиваться гладкой поверхности - можно, конечно, и на одном ПВА делать, но мне такое совсем не нра - тяжелое и грубое. на мой вкус, к тому же "пластиковое" на ощупь...
orbrider
27 окт, 2013 13:59 (UTC)
Спасибо.

Пока собираюсь изнутри машировать носовыми платочками, а сверху выложить немного массы, чтобы была пупырчатая структура. Потом внутри будет медная краска, снаружи - темносиняя. Должно неплохо получиться, особенно если внутри будут видны отдельные листики платочков - типа медные листы. А если это дело и патиной выделить... Короче, неплохо должно выйти.
ext_1705413
8 ноя, 2017 09:31 (UTC)
Про спасибо и про остатки свинца в п-м
Спасибо за рецепт! Обязательно попробую, мне он кажется очень достойным внимания! А про остатки свинца в поделках из-за использования в массе газет можно не волноваться - в красках для печати газет его уже давно нет. С уважением, Маргарита, владелица блога "Папье-машовые премудрости" )))

Edited at 2017-11-08 09:41 (UTC)
marevo14
8 ноя, 2017 10:26 (UTC)
Re: Про спасибо и про остатки свинца в п-м
Свинец оставался не из краски, а от форм. В школьные годы я даже немного поучилась на линотиписта в рамках УПК (какая уж там учеба, конечно, но машину показали, принцип работы объяснили и даже в клавишки потыкать дали). Хотите верьте, хотите нет, но буквально вчера я, неожиданно, вспомнила про эту свою запись и как раз подумала, что наверняка многое изменилось, и нынче, когда большая часть типографской работы выполняется на компьютере, свинец-то уж исключили из оборота! Исключили, формы нынче алюминиевые. И тут, как раз,Ваш комментарий - спасибо!
Неплохой добавкой в любую папье-маше массу мне видится акриловая дисперсия, но она, мягко говоря, не на каждом углу продается... У меня немного осталось от строительных работ на участке, но руки не доходят испытать в папье-маше... Так что точно сказать пока не могу...

( 16 комментариев — Оставить комментарий )